Главная » Аудио » Как стать интеллектуалкой. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент. Изучайте совершенно разные, интересные вам темы

Как стать интеллектуалкой. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент. Изучайте совершенно разные, интересные вам темы

Интеллигентность - это не только высокий интеллект и блестящее образование, это ещё и воспитанность, умение жить в гармонии с собой и окружающими, в согласии со своей совестью, это активная гражданская позиция, понятие о чести и достоинстве, стремление к правде.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. <…> Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…

И пока кто-то втихую посмеивается над интеллигентами из-за их подчёркнутой корректности и интеллектуальности, во всём мире говорят о русской интеллигенции как о культурном феномене, явлении, которое зародилось в Российской империи и положило начало выделению особенной, пусть и весьма немногочисленной, прослойки общества во всём остальном мире.

Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли.

Д. С. Лихачёв, «Книга беспокойств»

Истинными русскими интеллигентами принято считать А. П. Чехова и Д. С. Лихачёва. В письме брату Николаю молодой Чехов привёл своего рода кодекс интеллигентного человека, на котором во многом и основываются следующие советы.

Как стать интеллигентнее

1. Уважайте других

Причём уважение это должно выходить за рамки соблюдения субординации и элементарных правил поведения. Это ещё и уважение к чувствам и желаниям окружающих, эмпатия, в какой-то степени даже сочувствие. Да, нелегко заставить себя сочувствовать окружающим, если вы не привыкли этого делать. Но именно работа над собой отличает интеллигентных людей.

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

2. Не лгите

Помните, что в первую очередь вы лжёте сами себе. Ко лжи интеллигентные люди причисляют и бессмысленную рисовку, лесть, пускание пыли в глаза. Любой обман для них недопустим.

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

3. Будьте скромны

У интеллигентных людей несколько другое восприятие ценностей. Они не суетны.

Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным…

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

Чаще они молчат, предпочитают не навязывать своё мнение окружающим, тем более когда их не спрашивают. Не откровенничают зря и не добиваются внимания окружающих уничижением себя.

В этом с интеллигентов определённо стоит брать пример. Скромность и умеренность помогут вам во многих сферах жизни, стоит только примерить на себя и принять эту философию.

4. Стремитесь к эстетике

Интеллигент - эстет. Его восхищает стройность мысли, талант, утончённость образов, изящество и человечность. Именно интеллигенты - главные блюстители того, что мы привыкли называть «вечными ценностями». Старайтесь быть похожими на них. Вовсе не обязательно иметь учёную степень, чтобы разбираться в литературе и восхищаться ей. Не нужно самому писать картины, чтобы получать эстетическое наслаждение от работ художников.

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

5. Берегите свой талант

Поверьте, что вы талантливы. И берегите свой дар. Интеллигентные люди ставят талант выше всего остального, и именно это позволяет им оставаться представителями «интеллектуальной элиты», творить и созидать.

Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом.

А. П. Чехов, письмо брату Николаю, 1886 год

6. Стремитесь ко внутренней свободе

Кто-то вообще ставит ощущение свободы во главу угла в вопросе интеллигентов и интеллигентности. И действительно, интеллигентный человек свободен от массы вещей, зависимость от которых испытывают остальные.

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Д. С. Лихачёв, «О русской интеллигенции. Письмо в редакцию», 1993 год

Интеллигентность - трудный путь, который подходит не всем. Далеко не каждый готов ежедневно «по капле выдавливать из себя раба». Но несомненно то, что ставшие на этот путь получают нечто неизмеримо большее, чем просто набор положительных качеств.

Много раз в жизни приходилось мне встречаться со странными, казалось бы, случаями: школьный отличник превращался в институте в середнячка, а то и вовсе в троечника. И наоборот - бывший троечник оканчивал институт с красным дипломом. Тайна этого явления состоит не в шумных студенческих гуляниях и не в поздно проснувшейся «сознательности». Дело в том, что учиться в школе и учиться в вузе - это два разных процесса.

Эрудиция не равна интеллекту

Школьное обучение строится по принципу «должен знать от сих до сих», причем программа неостановимо пополняется новым материалом, новыми предметами, новой информацией, без которой немыслимо назвать человека грамотным.

Одновременно, формально ставя перед собой задачу развить в ребенке самостоятельность мышления и навыки самообразования, современная программа вынуждает учителя работать в директивном, авторитарном стиле, поскольку сильно ограничивает его и во времени, и в выборе тем. Отсюда расхожая фраза, до сих пор звучащая из уст школьных педагогов: «Я вам всё разжевала - вам осталось только проглотить». Кому-нибудь хочется проглатывать разжеванное другим человеком?

Школьная программа построена таким образом, чтобы сделать из человека эрудита, а не интеллектуала. Предлагаемый ею набор знаний - это прописные истины науки, выкристаллизовавшиеся, проверенные, утвержденные. Да, в каком-то смысле - это, безусловно, база для развития интеллекта. Усвоив разжеванные истины (заучив и научившись оперировать с ними и в их рамках) ученик школы становится отличником. Популяризация роли эрудита идет сейчас широким фронтом по каналам масс-медиа, начиная от самых простых вопросов в программе «Такси» (ТНТ) до самых «дорогих» в «Своей игре» (НТВ). Все эти вопросы проверяют эрудицию человека, при этом эрудированного человека называют умным, а подспудно проводится мысль о том, что эрудиция поможет заработать.

На наших глазах творится новая мифология информационного общества.

Во-первых, эрудиция в подавляющем большинстве случаев помогает не заработать, а произвести впечатление на собеседника. Иногда это впечатление выгодное.

Во-вторых, понятие эрудированный приравнивается к понятию умный. На самом деле, глупый человек (обладающий низким коэффициентом интеллекта) вполне может быть эрудитом! Наоборот тоже верно: человек с высоким уровнем интеллектуального потенциала может быть невеждой. И — моментально научиться тому, что от него потребуется.

В соответствии со школьной программой и государственными образовательными стандартами, ЕГЭ и вступительные экзамены любого российского вуза при выставлении оценки ориентируются на уровень эрудированности.

А потом начинается то, о чем не предупреждали. Если школьное обучение построено на заучивании, то обучение в вузе - на умении сопоставлять факты и делать выводы. От студента далеко не всегда требуется «знать» что-либо. Часто это просто невозможно из-за невероятного количества информации в любой конкретной области науки. От студента ожидается умение грамотно поставить перед собой цель, сформулировать гипотезу, наметить задачи исследования, найти информацию, провести критический анализ, сформулировать рабочее определение понятий и т. п. То есть - как раз интеллектуальная деятельность. А еще требуются навыки самоорганизации и самообразования - умение действовать не по указке, а по собственной инициативе, навыки пользования словарями, справочниками, каталогами, поиска книг и статей, организации большого объема собранной информации, умение логично изложить итог или свое мнение.

Экзамен - встреча с учеными

Частенько вопрос на экзамене, начинающийся со слов «А каково Ваше мнение…», открывает полное его отсутствие или, что не лучше, полное отсутствие представлений о данном предмете за пределами выученной программы. У школьника в течение десяти лет вырабатывали привычку к пассивному потреблению информации, формировали образ науки как чего-то академичного, застывшего, решенного, где уже всё открыто и понятно и осталось только «проглотить» пережеванное кем-то. Но на вступительном экзамене в вузе абитуриент встречается с живыми людьми этой науки - они ищут истину, имеют собственное мнение, ценят конкуренцию идей, готовы к принципиально новым предложениям и мыслям. Отвечая на вопрос билета, молодой человек частенько касается тех областей, специалисты в которых как раз и сидят перед ним.

Смешно получается всякий раз, когда абитуриент рассказывает о «схеме Таковского» самому Таковскому, не подозревая об этом. Да еще иногда утверждает, что этот Таковский умер. Ну поинтересуйтесь личностями, которые входят в состав приемной комиссии. Узнайте, каковы их научные интересы; может быть, они сами или в соавторстве написали учебник; прочитайте хотя бы аннотации или резюме их книг. Возможно, их статьи вы найдете в сети Интернет. И вам же будет проще разговаривать с этими людьми.

«Ученые доказали»

Самый распространенный ляп на экзамене - когда абитуриент говорит нечто, для специалиста звучащее примерно так: «Последние исследования ученых доказали, что дважды два будет четыре». Невольно у экзаменатора возникают слегка насмешливые вопросы:

В каком смысле «последние»? Вроде бы ученые, на которых Вы сослались, живы. Не могли бы Вы уточнить дату этого исследования? На какой базе, где и кем проводилось данное исследование? Каковы были исходные предпосылки исследования, ведь в недесятичных системах счисления это утверждение ложно?

Будьте предельно конкретны и корректны в своих ответах. Обратите внимание на год выпуска литературы, которой пользуетесь, поскольку со временем научные идеи претерпевают значительные изменения. Не поленитесь поискать современную точку зрения на вопрос, который задан в билете. Поинтересуйтесь и критикой этой современной точки зрения.

«Это я открыл»

Еще один, не менее часто встречающийся, вариант: абитуриент и вовсе не ссылается на ученых, а сразу преподносит готовую «истину» так, как если бы он открыл ее сам. Понятно, что в школе альтернативные идеи не преподавались: на них просто не хватило бы времени - но специалист, принимающий экзамен, может быть представителем… иной концепции. Прекрасно зная о слабых сторонах преподнесенной «истины», он задаст пару вопросов - и от «истины» останется мокрое место. Зачем ему так делать? Может быть, просто из принципа, а может быть - чтобы в следующий раз абитуриент не занимался плагиатом и сослался на настоящего автора той идеи, которую оглашает.

Постарайтесь ссылаться если не на автора идеи, то хотя бы на автора книги, из которой вы брали информацию. Если вы говорите от своего имени, то тем самым открываете простор спорить именно с вами; а если вы только передаете то, что написал уже состоявшийся ученый, лишних вопросов к вам не возникнет.

«Правда всегда одна»

Самый блестящий ответ превращается в невнятное лепетание после обычного вопроса: «Скажите, а какие еще концепции Вы знаете?» Привычка к одномерному мышлению, удовлетворяющемуся односторонне изложенной информацией, играет злую шутку не только с абитуриентами, но также со студентами.

Если при подготовке билета вам встретилось упоминание, что данная концепция - одна из нескольких, то стоит познакомиться и с другими. В крайнем случае, всегда можно будет привлечь информацию об альтернативных взглядах в свой ответ - и сделать его полнее, объемнее.

Прекрасное впечатление производит ответ абитуриента, когда тот сравнивает мнения нескольких ученых (пусть даже из двух разных учебных пособий). Ясно, что тут проявляется и ум, и критичность мышления, и активная исследовательская позиция.

«Сенсация!!!»

Существует закономерность: сенсационные, будоражащие воображение сведения запоминаются намного легче и быстрее, чем простое и логичное изложение фактов. Из десятка прочитанных по вопросу статей самая кричащая информация с наибольшей вероятностью отложится в памяти и придет на ум в стрессовой ситуации экзамена. Для специалиста такое «сенсационное» сообщение абитуриента звучит сродни заявлению: «В 1982 году Н. Н. выяснил, что коровы всё-таки могут летать! Он привязал корову на специальных подвесках к вертолету и доподлинно установил, что корова может летать при помощи вертолета!»

В процессе подготовки отнеситесь внимательно к отбору информации по вопросу. Исключите жареные факты, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение читателя.

Помните: несмотря на то, что сеть Интернет - неисчерпаемый кладезь научного материала и научной информации, однако любой вправе разместить там свое мнение, которое может быть, как просто ошибочным, так и намеренно вводящим в заблуждение.

Выясните для начала, мнение каких ученых в данной области считается авторитетным, и упоминайте в своем ответе именно их исследования.

«Согласно данным алхимии…»

Миф о «единой науке», создаваемый школьной программой, делает людей доверчивыми к любой информации, выстроенной по образу научной. Редкий школьник всерьез спросит на уроке: «А каковы слабые места этой концепции? За что ее критикуют оппоненты?»

В результате создается благоприятная среда для распространения так называемых околонаучных сект. Это некоторые направления социально-педагогической деятельности, которые сами себя именуют научными направлениями, создают свою терминологию, методологию, мировоззрение - и функционируют, набирая и обучая людей, не являющихся и не становящихся специалистами в той области, в которой данная организация подвизается.

Уверенно причислить учение к ряду сектантских не вполне легко, но некоторые общие черты его всё же выдадут :


Чем же всё это плохо? Тем, что движимые интересом к определенной области исследований, но не учившиеся в соответствующем ей вузе люди, проходя обучение в подобных организациях, получают помимо псевдонаучной информации и привычки к псевдонаучной терминологии мощный заряд пропаганды определенных мировоззренческих взглядов, не имеющих с научной картиной мира ничего общего. В результате, приходя на вступительный экзамен, прошедший подобное обучение неспособен общаться с преподавателями из-за усвоенной привычки свысока глядеть на «старую» науку и разницы понимания не только специфически научных терминов, но порой и простых бытовых слов.

«Представляем экзамен со звездами!»

Многие ошибки в попытке преподнести научные данные на экзамене как бы списаны со способов подачи материала средствами массовой информации. Характерная черта - подменять компетентность известностью. «Ученые совершили новое открытие. Давайте узнаем, что по этому поводу думает известный режиссер (актер, политик, ведущий - и даже ученый, только не имеющий отношения к этой области науки человек)». Вот и на экзамене приходится слышать: «Когда Джеки Чан говорил об истории династии Чинь…» А разве у Джеки Чана есть хоть один научный труд, посвященный истории древнего Китая? Еще пример: сенсационные открытия Э. Мулдашева в Тибете. Открытия называются научными, ведь Э. Мулдашев - доктор наук. Правда - медицинских: он офтальмолог, занимается глазными болезнями.

Точность и критичность мышления - то самое качество, которое поможет преодолеть преграды подобного рода. Воспитать его в себе можно самостоятельно, хотя бы время от времени критически относясь к той информации, которую предоставляют СМИ.

«У меня нет слов…»


Стрессоустойчивость косвенно развивается в напряженных ситуациях при ответе у доски, на экзаменах, написании промежуточных и итоговых контрольных работ. Вы сами себе очень поможете, если научитесь справляться со стрессом.

Однако еще лучше - если вы воспользуетесь стрессом: воспримете его как потрясающий ресурс; как помощь, данную нашему организму природой. Это будет решение, принятое уже интеллектуалом.

Сегодня количество информации в науке таково, что получить ее в полном объеме (а тем более заучить) в течение жизни одного человека уже невозможно. Познать самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине - вот цель современного студента. Этот подход предполагает, что будут учтены и переработаны данные естественных, гуманитарных и технических наук, по-новому будет организовано образование, а от вас понадобятся не только знания и опыт, но и творческий подход, способности к постоянному самообразованию.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Для того, чтобы стать эрудированнее, умнее и грамотнее, необязательно просиживать дни и ночи в ближайшей библиотеке в окружении энциклопедий и научных статей. Достаточно знать несколько простых способов, с помощью которых действительно можно стать более интересным собеседником и повысить уровень своего IQ.

1. Пользуйтесь интернетом правильно

Что вы делаете, как только у вас выдается свободная минутка и появляется возможность побездельничать? Или когда вы сидите в кафе в одиночестве, а блюдо долго не несут? Как показывает практика, пытаетесь "убить" время, скуку или то же одиночество с помощью телефона. Вы начинаете просматривать ленту в Instagram, отвечать на сообщения в социальных сетях и так далее. А ведь это время можно проводить с пользой. Интернет предоставляет нам множество интересных возможностей и ресурсов: он-лайн курсы, познавательные сообщества, интересные блоги, языковые игры и приложения и многое другое. Потратьте 5 минут своего времени не на просматривание снимков еды и однотипных селфи, а на узнавание новой полезной информации.

2. Записывайте все, что вы узнали

Звучит безумно, но, по мнению некоторых ученых, записывание всего, что вы узнали в течение дня, поможет вам повысить уровень своего интеллекта. Это не должны быть целые опусы, достаточно написать несколько слов и фраз - плюс ко всему такое занятие отлично натренирует вашу память.

3. Составьте список выполненных дел

Раньше мы составляли списки дел, которые непременно нужно выполнить, не забыть, успеть, не упустить. Теперь же ученые выступают за то, чтобы мы создавали список тех дел, с которыми мы уже "расправились". Таким образом мы сможем "обмануть" наш мозг - увидев, как много всего мы уже осилили, нам захочется увеличить количество своих свершений.

4. Играйте в настольные игры

Некоторые из популярных настольных игр могут служить не только средством для развлечения, но и выступать отличными "помощниками" в тренировке памяти, интеллекта и смекалки. Почаще собирайте друзей и родных и играйте с ними в "Скраббл", шахматы, "Морской бой", шашки и так далее.

5. Дружите с умными людьми

Ищите такую компанию, в которой вы сможете почувствовать себя не совсем "в теме". Старайтесь как можно чаще и дольше находиться среди умных, интересных, высокообразованных и эрудированных людей, и тогда ваш IQ будет заметно повышаться. Вот что по этому поводу говорит один разработчик Манас Салой:

Я пытаюсь проводить как можно больше времени с моими начальниками. У меня никогда не было проблем с принятием того, что у меня довольно средний интеллект по сравнению с ними и есть много такого, чего я пока не знаю... Старайтесь быть скромными и всегда ищите возможность учиться.

6. Много читайте

Да, совет из разряда "капитан очевидность", но все же чтение является одним из важнейших способов тренировки мозга. Специалисты спорят только о том, что лучше всего читать каждый день - газеты, научную литературу или любые книги, которые по душе. Но все они сходятся в одном - нужно читать и как можно чаще.

7. Объясняйте новую информацию другим

Недостаточно просто прочитать научную статью или узнать о каком-либо интересном, но ранее неизвестном вам явлении. Нужно понять эту новую информацию. А лучший способ проверить вашу осведомленность в предмете - попытаться объяснить его суть другим. Если получится, можете смело ставить себе "5", ну а если вы будете путаться, запинаться, говорить несвязано и в итоге ваш собеседник ничего не поймет, значит что-то вы упустили и вам нужно еще раз повторить прочитанное.

8. Изучайте совершенно разные, интересные вам темы

Возможно, вы всегда хотели поучиться рисованию, но сейчас вы работаете юристом и думаете, что идти на такие курсы уже поздно и совершенно бесполезно. Врачи и психологи советуют оставить подобные мысли и записываться на всевозможные, интересные вам мастер-классы и занятия, ведь вы не знаете насколько они могут пригодиться вам в тот или иной момент жизни.

Наглядный пример этого совета - Стив Джобс. Окончив школу и поступив в университет, будущий основатель компании Apple записался на курсы каллиграфии. Казалось бы, каким образом правильное и красивое написание букв может пригодиться предпринимателю и разработчику? Оказалось, еще как может. О своих каллиграфических навыках Стив вспомнил 10 лет спустя, когда создавал свой первый Macintosh. Благодаря Джобсу в компьютере появился набор разных типов шрифтов и пропорционального масштабирования.

9. Изучайте языки

Для того, чтобы выучить основы языка или поднять его знание на совершенно иной, более высокий уровень, в современном мире необязательно искать репетитора, записываться на дорогостоящие курсы или уезжать в другую страну для погружения в языковую культуру носителей. Интернет пестрит разнообразными полезными и удобными сайтами, разработчики создают все более успешные приложения, которые позволяют нам изучать языки в игровой форме. Самые популярные среди таких ресурсов - Livemocha, Busuu, Memrise, LinguaLeo и English as 2nd Language.

10. Давайте себе несколько минут отдыха

Врачи советуют несколько минут в день проводить в тишине. Ничего не читать, не смотреть, не отвлекаться ни на какие внешние раздражители. Просто дайте себе время для того, чтобы о чем-то подумать, вспомнить, помечтать или поразмыслить. Можно совмещать такой "умственный отпуск" с физическими тренировками, например, с бегом.

Все мы хотим быть умными, блистать смекалкой, остроумием и интеллектом, но получается это лишь у избранных вроде Николая Баскова и Геннадия Онищенко. Прочти эту статью - и мир в твоей голове заиграет новыми извилинами.

Александр Каныгин

1. Больше читай

Чем сложнее и необычнее будут книги, тем лучше. Сложные конструкции, длинные, развернутые предложения, редкие слова, заумные статьи из нашего журнала и особенно стихи - самый настоящий «Растишка» для твоего мозга.

2. Барабань по столу

А еще лучше возьми за правило аккомпанировать услышанной музыке: на колене, крышке стола или свежекупленном тамтаме - не важно. Ладонями или палочками для еды. Нейро­биолог Анируд Патель из Сан-Диего считает, что чувство ритма играет важную роль в обучении. Ведь за него отвечают базальные ганглии – доли мозга, вовлеченные в моторные функции.

3. Слушай классическую музыку

Особенно Моцарта. В 1995-м психолог Френсис Раушер хитростью заманила в комнату тридцать крыс. Два месяца там периодически звучала Соната для двух фортепиано до мажор. После эксперимента выяснилось, что животные стали не только лучше танцевать, но и пробегать лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем другая группа крыс, живших эти два месяца в тишине.

4. Тренируй память

У лондонских таксистов, например, увеличен гиппокамп – часть мозга, отвечающая за эмоции и память. Чем ты хуже?

■ Помести в закладки сайт brainscale.ru . Там ты найдешь один из вариантов задачи «N назад», разработанной в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, развития рабочей памяти, логического мышления и способности к концент­рации внимания. Постарайся проходить тест ежедневно, выделяй на это несколько минут в начале дня и столько же в конце. Согласно исследованию, проведенному в 2008 году Сюзанной Йегги, регулярные тренировки в выполнении этой задачи способны значительно развить подвижный интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться.

■ Составив список продуктов, которые нужно купить, перечитай его несколько раз и постарайся запомнить не их названия, а свой будущий путь по разным отделам в магазине. Собрав все в тележку и стоя в очереди, попытайся в уме подсчитать общую сумму. Если она потом окажется верной, можешь купить себе в награду кустик шпината: он хорош для памяти.

■ Ежедневно выделяй полчаса на заучивание стихов. Последний раз ты занимался этим в детском саду, но все слова вылетели из твоей головы в тот момент, когда официальная часть праздника закончилась и гроб опустили в землю. Содержание стихотворений никакой роли не играет.

5. Выпей кофе

Кофеин стимулирует выброс нейромедиаторов дофамина и нор­адреналина – они помогают дольше оставаться в тонусе и сохранять концентрацию. Важно не переборщить: от очень большой дозы кофеина ты перевозбудишься и не сможешь мыслить рационально. Кофеин в дозах более 300 мг (четыре чашки натурального кофе) в сутки подарит состояние тревоги, головную боль, тремор, аритмию.

6. Альберт Эйнштейн

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с момента рождения и прекращаться только со смертью. Знать, где можно найти информацию и как ее использовать, – вот в чем заключается секрет успеха. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

7. Марк Порций Катон

Старший государственный деятель, писатель:
«Мудрый человек больше учится у дураков, чем дураки у мудрого».

8. Играй в шахматы, шашки и покер

Эти игры не только могут сделать тебя богаче, но и прекрасно развивают мышление. Если ты считаешь, что играешь в шахматы слишком хорошо, попробуй играть еще и на время, чтобы на принятие решения уходило не больше минуты.

9. Развивай свое численное чувство

Да-да, у тебя уже есть такое. Выуди из кармана горсть мелочи, мельком взгляни на нее и попробуй по памяти сосчитать общую сумму. Вероник Изгард, когнитивный психолог из Гарварда, выяснила, что за счет отвечают древние структуры мозга, возрастом что-то около квазилиона лет (такое число есть? У нас плохо с этим), но развиваться они могут на протяжении всей жизни. Чтобы проверить, насколько твое ЧЧ развито на данный момент, пройди короткий тест или масштабный тест , результаты которого даже сохранятся в анналах американского университета и помогут двинуть вперед науку. Ну а дальше - развивай ЧЧ. Самый простой способ - упаковывание вещей в сумку. Когда ты прикидываешь, как бы их лучше впихнуть, твой мозг решает сложнейшие задачи и тренируется.

10. Корми мозг правильно!

Особенно если до сих пор не можешь до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых тебе напоминает Facebook.

■ Грецкие орехи . Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день - и ты будешь обеспечен лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память. Еще орехи полезны, если ты вдруг живешь в условиях повышенной радиации.

■ Рыба . Немногословная и холодная, она богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будешь съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у тебя увеличится скорость реакции и ты снизишь риск развития болезни Альцгеймера.

Тыквенные семечки . Высыпь полстакана в карман пиджака и во время офисных скандалов улучшай память и заставляй мозг быстрее соображать. Все благодаря цинку.

■ Шпинат . Добавляй его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения.

■ Шалфей . В университете Джона Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти. Теперь там ежедневно пьют чай с шалфеем и все про всех помнят.

11. Пытайся угадать следующую фразу собеседника

Ребекка Сейкс из Массачусетского технологического института уверена, что при должной тренировке люди смогут понимать окружающих и вовсе без слов - по выражению лица, взгляду и другим подобным признакам. За это отвечает секция мозга, которая находится за правым ухом и отвечает за интуицию.

12. Заведи блог

Рассказывая в нем о событиях дня, ты не только научишься четко формулировать мысли, но и будешь постоянно думать над новыми темами и колкими ответами на вопросы преданных читателей.

13. Коити Тохэй

Писатель, мастер айкидо, обладатель 10-го дана, основатель Общества кии стиля ки-айкидо«Чтение - краеугольный камень интеллекта. Заполняйте свое свободное время чтением всевозможных книг. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные».

14. Решай кроссворды

Удивительно, но это действует: работу мозга здорово подстегивают серьезные кроссворды.

15. Константин Шереметьев

Исследователь, автор проекта «Интеллектика» (), автор книг «Совершенный мозг: Как управлять подсознанием» и «Как стать умнее»:
«Кто-то считает, что если в школе он неплохо решал задачи по математике или что-то в подобном роде – значит, он умный и таким останется навсегда. Это несусветная чушь. Если в 18 лет накачать себе мышцы, а потом лечь на диван и забыть о них, то очень скоро они атрофируются. И с эффективностью работы мозга происходит то же самое».

К ответу!

На наши глупые вопросы умно отвечает Константин Шереметьев.

Кого можно считать умным?
Человека, который использует свой мозг для решения повседневных задач. Основная мыслительная деятельность проходит в подсознании. Обращаться с ним не учат в школе, поэтому мозг большинства людей работает вхолостую. Он никак не помогает им в жизни. А основное предназначение интеллекта - обеспечить выживание. Поэтому, чтобы оценить ум человека, запомни правило: результат работы интеллекта - это изменение материального мира. Выживание? Тогда кто умнее - офисный работник или охотник в дикой природе?
Как ни странно, мозг эти виды деятельности не различает. Обоим нужно исследовать то, что их окружает, и научиться эффективно действовать в данной обстановке. Сколько минут или часов в день нужно выделять на тренировку мозга?
Мозг работает круглосуточно. Вопрос лишь в том, какую нагрузку ты ему даешь. Если ты критически смотришь на жизнь, ищешь то, чем хочешь заниматься, реализуешь себя, то мозг начинает работать на полную катушку. Если же мыслительной нагрузки нет, он атрофируется и способен только на мышление по шаблону. Вы разрабатывали программу реагирования на нештатные ситуации для космонавтов. Они что, умнее тех, кто в космосе не был?
Я заносил знания в разных областях в систему искусственного интеллекта, чтобы в опасной ситуации она подсказала верное решение. Но можно копить полезные советы на все случаи жизни в телефоне. Тогда, например, в случае ДТП точно будешь знать, что делать.

16. Выучи иностранный язык

Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов.

■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смот­реть свежие сериалы.

■ словацкий веб-разработчик Вой­тек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com , он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.

17. Установи себе умное приложение

Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ!

Тренажер памяти . Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein . Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения . Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.

18. Не теряй времени

Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.

19. Гуляй

Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.

20. Давай мозгу отдых

Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.

21. Подстегни свой мозг

Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах.

■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, - средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2-3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», - говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.

22. Играй в «Тетрис»

Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тет­рис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.

23. Леонардо да Винчи

Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».

24. Анатолий Вассерман

Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями - и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны - и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».

25. Хорошо высыпайся

Именно во сне мозг обрабатывает собранную за день информацию и формирует воспоминания. Как подсчитали сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, обычно взрослому человеку хватает от 6 до 8 часов сна.

26. Читай новыми способами

Ты, конечно, уже пробежал глазами этот совет и перешел к следующему. Попробуй вернуться и сделать вот что.

■ Возьми карандаш и, ведя им под строкой, читай текст. Глаз, уловив движение, побежит за указкой, читая при этом все, что ты ему подсунул. Каждый раз ускоряй движение карандаша - так твои глаза привыкнут к возросшей нагрузке, скорость чтения увеличится, и ты сможешь поглощать информацию быстрее.

■ 80% людей при чтении мысленно проговаривают слова. Эту вредную привычку ты приобрел, учась читать: проговаривал текст по буквам, потом по слогам, затем складывал их в слова. Но для понимания это вовсе необязательно. Для борьбы с внут­ренним голосом научись читать текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму.

■ Если верить физиологам, у человека, видящего что-либо волнующее, зрачки рефлекторно расширяются. Когда ты доходишь до интересного места в тексте, наблюдается то же самое: зрачок расширяется, в глаз попадает больше света, а значит, и больший объем информации он может уловить. Единственная проблема в том, как заставить себя поверить, что лежащий перед тобой следственный протокол так же интересен, как интервью с девушкой с обложки. С нейрофизиологической точки зрения, интерес возникает в момент, когда мозг сравнивает новую информацию с уже имеющейся в памяти. Поэтому просто предположи, что именно может быть написано в тексте. Мозг вынужден будет сравнивать сведения с реальными и волей-неволей проявлять интерес.

27. Заведи себе необычное хобби

(идеи тебе подкинет наша рубрика «Идея!»).
Новые виды деятельности, как считают в Институте биологических исследований Солка в пригороде Сан-Диего, во-первых, отлично помогают отвлечься от рутины, а во-вторых, вынудят твой мозг приспосабливаться к незнакомой для него деятельности и, как следствие, тренироваться.

28. Алан Вейс

Президент Союза здравоохранения NCH:
«Когда вы полностью погружены в мир игры, ваш мозг сосредоточивается на решении актуальных проблем. Он ищет необычные решения и выходы из непривычных в повседневной жизни ситуаций. Позже эти же идеи могут пригодиться вам в реальной жизни, на работе или при общении».

29. Пробуй новые способы получения информации



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта